У города на Неве множество символов – от Медного всадника до кораблика на шпиле Адмиралтейства – однако широко известны они лишь на территории России. Дизайнеры из знаменитой студии Артемия Лебедева внесли вклад в развитие международного туризма в Северной столице, создав для города узнаваемый логотип и целую коллекцию туристических пиктограмм в едином современном стиле.
Фирменный «петербургский» стиль от художников студии Лебедева напоминает по дизайну иконки социальных сетей и легко узнаваем: для создания каждой пиктограммы используется компактный шаблон, включающий символ на основе овала, двух- или трехстрочную надпись и стилизованное изображение волны. Основной логотип Петербурга представляет собой разбитую на три строки надпись «Saint Petersburg», украшенную изображением овального желтого солнца и синей невской волны.
![]() |
![]() |
![]() |
Как отметили в городском Комитете по туризму, созданный логотип города не претендует на звание официального и был создан по собственной инициативе дизайнеров из студии Лебедева. Как подчеркнули чиновники, дальнейшие перспективы использования туристических пиктограмм определит их успех у жителей и гостей города.
Для поддержки своего нового проекта студия Лебедева выпустила красочный брендбук, в котором подробно изложен алгоритм применения пиктограмм для брендирования, а также правила создания новых символов на основе существующего шаблона. В соответствии с текстом брендбука, желтые пиктограммы на основе овала совершенно универсальны и позволяют оформлять в едином стиле рекламу самых разных товаров, услуг и мероприятий. А любой бизнес-сувенир с символикой города, будь то зонтик с логотипом или блокнот, вносит вклад в повышение популярности Санкт-Петербурга как туристического центра.
Свое отражение в наборе стильных желтых пиктограмм от студии Лебедева нашли все известные стороны петербургской культурной жизни – и знаменитые музыкальные фестивали белых ночей (духовая труба), и известные на всю страну питерские вузы (шапка выпускника), и городские достопримечательности (фигура ангела с Александровской колонны). Позаботились дизайнеры и об изображении целого ряда официальных и не очень символов города – якоря, чашки кофе, купола собора и, конечно, незаменимого для жизни в Северной столице зонтика.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как и любой крупный дизайн-проект, неоднозначная коллекция туристических логотипов для Санкт-Петербурга уже обрела и горячих поклонников, и ярых противников. Критика нового символа Петербурга в основном основывается на несоответствии современного дизайна логотипов утонченной атмосфере культурной столицы.
С более практичной точки зрения на оценку нового творения студии Лебедева смотрят специалисты рекламной сферы: как уже отметили многие независимые эксперты, основным назначением «петербургских» пиктограмм является не передача всего богатства культурного наследия Петербурга в символической форме, а развитие туристического бизнеса в городе. С этой задачей простые и легко узнаваемые символы справляются на ура – как POS-материалы, так и мелкая сувенирная продукция с яркими пиктограммами выглядит привлекательно и обещает стать настоящим хитом.
На сегодняшний день в буклете студии Лебедева уже можно увидеть и оценить смоделированные на компьютере пищевые упаковки и кружки с логотипом Петербурга, украшенные желтыми пиктограммами витрины, перетяжки и рекламные щиты. Сможет ли прочно войти в обиход сувенирная продукция с «петербургскими» пиктограммами, покажет лишь время.