Главная  |  Статьи  |  «Сувенирка», творящая историю: как промо-продукция влияет на ход президентской кампании в США

«Сувенирка», творящая историю: как промо-продукция влияет на ход президентской кампании в США

Идея идеального промо-сувенира витает в воздухе, но Вам немного недостает вдохновения и свежих идей? Познакомьтесь с коллекцией наших статей и вооружитесь новыми знаниями о последних модных тенденциях и самых оригинальных решениях на сувенирном рынке!

Как красиво расположить логотип на кружке? Сколько клиньев должно быть у удобной бейсболки? Как быстро выбрать сувениры для спортивного мероприятия? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы найдете в наших рубриках.

Выборы главы государства в США идут полным ходом, и многие эксперты отмечают, что президентская гонка-2016 во многих моментах кардинально отличается от аналогичных кампаний предыдущих лет. В частности, главным сюрпризом, ожидавшим избирателей, стал неожиданный прорыв двух кандидатов – Дональда Трампа и Берни Сандерса. Нет необходимости говорить о том, что как республиканец Трамп, так и демократ Сандерс изначально вряд ли рассматривались в качестве серьёзных претендентов на победу. И если первый был широко известен до начала выборов, то о сенаторе из Вермонта большинство американцев ранее не слышали.

Можно до бесконечности рассуждать о том, какие факторы сделали вчерашних аутсайдеров настоящими лидерами этой президентской кампании. Предоставив анализ ситуации многочисленным политологам и политтехнологам, мы решили поговорить о том, какую роль в столь ярком прорыве обоих претендентов на президентский пост сыграли агитационные сувениры и промо-продукция.

Агитационные кружки с нанесением изображений кандидатов в президенты
Агитационные кружки с нанесением изображений кандидатов в президенты
Дональд Трамп в фирменной бейсболке с лозунгом «Сделаем Америку снова великой»
Дональд Трамп в фирменной бейсболке с лозунгом «Сделаем Америку снова великой»

Предыдущие кампании: опыт прошлых лет

Конечно, Сандерс и Трамп далеко не первые кандидаты, в полной мере оценившие важность грамотного выбора промо-сувениров и агитационной полиграфии. В то же время, кампания-2016 в некотором смысле стала уникальной – в том числе, это касается и выбора агитационных материалов. В свою очередь, на таком выборе отразились не только актуальные социальные потребности американского общества, но и используемые в кампании стратегии и технологии.

Если вернуться в прошлое и внимательно изучить предвыборную тактику нынешнего президента Барака Обамы, то становится очевидным: кандидат явно не склонялся к агрессивным выпадам в сторону соперников, предпочитая нейтральную и относительно «доброжелательную» линию поведения. Подобный подход отражается во всём, включая промо-агитацию. Главным агитационным «оружием» Обамы в 2008 году стали стандартные кружки с нанесением (в том числе термокружки), значки, футболки с логотипом и прочий промо-текстиль. При этом нельзя не отметить, что нынешний глава государства вывел на принципиально новый уровень визуальную составляющую американской предвыборной кампании. И в то время как основной претендент – сенатор Джон Маккейн – сосредоточил ключевые усилия на вербальном контакте с избирателями, Барак Обама активно и всесторонне задействовал символику с ключевым слоганом (Yes! We can!)

Интересной особенностью промо-кампании Барака Обамы стало непосредственное обращение к отдельным категориям избирателей. Так, оригинальным решением нынешнего президента стали промо-сувениры для домохозяек и молодых мам (детская одежда с символикой кампании «My mama for Obama» и ей подобными до сих пор трепетно хранится во многих американских шкафах).

Детская одежда с символикой кампании «My mama for Obama»
Детская одежда с символикой кампании «My mama for Obama»
Одежда для ребенка с портретом Барака Обамы
Одежда для ребенка с портретом Барака Обамы

Важный момент заключается в том, что львиная доля агитационной продукции в США не раздаётся, как это принято в некоторых странах, а продаётся (преимущественно в специализированных интернет-магазинах). Кроме того, сувениры были использованы для поощрения активности волонтёров предвыборного штаба Обамы во всевозможных программах лояльности. Таким образом, можно утверждать, что сотни тысяч американцев «проголосовали» долларом ещё задолго до старта праймериз – просто купив понравившуюся сувенирную продукцию с символикой поддерживаемого кандидата. Интересно, что именно в ходе президентской кампании 2008 года появился термин-неологизм «slacktivism» («диванный активизм»), который сформировал относительно новый для того времени способ проявления гражданской активности.


Барак Обама активно и всесторонне задействовал символику
с ключевым слоганом «Yes! We can!»

Здесь же можно упомянуть о том, что Барак Обама едва ли не первым из кандидатов сделал серьёзнейшую ставку на социальные сети, в то время как большинство конкурентов преимущественно недооценили важность цифровых технологий и, соответственно, не придали чересчур большого значения контенту, публикуемому на официальных Facebook- и Twitter-страницах. Возможно, именно по этой причине количество твиттер-фоловеров нынешнего главы государства в период предвыборной гонки превышало количество подписчиков аккаунта Джона Маккейна (главного политического оппонента) в целых 25 раз.

Фирменная кружка с нанесением портрета Барака Обамы
Фирменная кружка с нанесением портрета Барака Обамы
Промо-коврик для мышки
Промо-коврик для мышки
с портретом Барака Обамы

С позиции сегодняшнего дня становится очевидным, что все описанные выше инструменты предвыборной агитации были по достоинству оценены американскими избирателями, благодаря которым Барак Обама дважды стал президентом Соединённых Штатов. Более того, по результатам 2008 года политтехнологи практически единогласно признали кампанию Обамы своеобразным эталоном, в корне изменившим саму линию поведения во взаимодействии «избиратель – кандидат».

К слову, все средства, вырученные от продажи агитационных сувениров оптом и в розницу, поступили на счета предвыборного штаба Обамы (в виде прямых денежных взносов). Ранее подобное решение уже неоднократно использовалось, но только нынешнему президенту удалось реализовать его в столь больших масштабах. Согласно данным финансовой отчётности, на продаже агитационных сувениров победителю президентской гонки удалось заработать почти 77 миллионов американских долларов.

Реалии современности: президентская кампания-2016

Вернувшись к 2016 году, можно отметить, что во многом изменились и сами политтехнологии, и тактика ведения промо-кампаний. Как и в случае с предыдущими кампаниями, в настоящий момент кандидаты и их политтехнологи по-прежнему сосредоточены на продаже сувениров с промо-символикой через фирменные онлайн-магазины, имеющиеся в распоряжении всех основных кандидатов (в этом отношении урок, преподнесённый кампанией Барака Обамы, был усвоен практически безоговорочно). При этом ассортимент фирменных интернет-магазинов включает огромный выбор сувениров оптом и в розницу. Промо-одежда, сумки и модные аксессуары, кружки с логотипом, домашняя утварь, детская продукция – лишь немногие товары, доступные покупателям.

Агитационные значки с логотипом
Агитационные значки с логотипом

Так же, как и Обама, сегодняшние кандидаты стремятся идти от общего к частному и предлагают своим избирателям сегментированную продукцию. Так, каталог официального интернет-магазина Хиллари Клинтон содержит футболки с логотипом и другую одежду, предназначенную для жителей конкретных штатов и городов, а также представителей определённых профессий, социальных и этнических групп. В качестве примера можно привести одежду и пакеты с логотипом, украшенные надписью «Latinos for H».

Футболка с логотипом «Латиносы за Хиллари»
Футболка с логотипом «Латиносы за Хиллари»
Футболка с логотипом «Афроамериканцы за Хиллари»
Футболка с логотипом «Афроамериканцы за Хиллари»

В свою очередь, отличительной особенностью кампании-2016 стало ограничение в используемых предвыборных стратегиях. Стараясь лишний раз не перегружать и так утомлённого информационным шумом избирателя, нынешние кандидаты, как правило, реализует не более двух стратегий. Можно сказать, что ключевое внимание СМИ и общественности на протяжении подготовительного этапа и праймериз было сосредоточено на лозунге «Make America Great Again» («Сделаем Америку снова великой»). Как оказалось, предвыборный слоган Дональда Трампа оказался самым запоминающимся и стал практически вирусным. Очевидно и то, что при выборе той или иной идеи, воплощённой в лозунге, каждый из кандидатов ориентировался на широкий сегмент избирателей, стараясь сделать персональную стратегию простой, понятной и по-настоящему универсальной.

Бейсболка со слоганом «Make America Great Again»
Бейсболка со слоганом «Make America Great Again»
Промо-футболка с логотипом от кандидата Дональда Трампа
Промо-футболка с логотипом от кандидата Дональда Трампа

Не брезгуют нынешние кандидаты в американские президенты и откровенным антипиаром, который в этой кампании используется в гораздо большем объёме по сравнению с прошлыми годами. В числе кандидатов, попытавшихся «очернить» соперника с помощью промо-продукции, можно упомянуть Теда Круза. Сенатор от штата Техас предложил избирателям футболки с логотипом, которые можно расценить как открытую и явную анти-агитацию в отношении Трампа (напомним, основного соперника Круза). В свою очередь, республиканец Рэнд Пол в 2015 году попытался выставить в не самом выгодном свете свою соперницу Хиллари Клинтон, представив в числе промо-сувениров так называемые «жёсткие диски Хиллари», по сути, представляющие собой нерабочие компьютерные винчестеры, украшенные юмористическими лозунгами. К слову, стоимость такого «подарка» на сайтах американских интернет-магазинов составила почти 100 долларов.

Кружки с логотипом «Сделаем Америку снова великой»
Кружки с логотипом «Сделаем Америку снова великой»
Значки от кандидата Дональда Трампа
Значки от кандидата Дональда Трампа

Говоря о самых популярных сувенирах, используемых в качестве агитации для избирателей, то здесь можно смело сказать, что ассортимент не ограничен. Помимо уже упомянутых и на 100% предсказуемых чашек с нанесением, одежды и головных уборов, а также пакетов с логотипом, в ход идёт самый большой ассортимент товаров, от шевронов на заказ до бытовой техники, кухонной утвари и гаджетов с промо-символикой кандидатов. Не теряют актуальности полиграфическая продукция предвыборных штабов и раздаточные материалы вроде флажков на палочке, закатных значков или нагрудных бейджей.

Комментарии экспертов

Напоследок хотелось бы привести мнение отечественных политологов, пристально наблюдающих за президентскими выборами в США. Российские специалисты сводятся к тому, что нынешняя предвыборная кампания отличается от предыдущих не только с точки зрения используемых технологий, но и по своему визуальному оформлению. Сегодняшний американский избиратель хочет видеть как можно больше модных и нужных товаров, в то время как избиратели предыдущих лет полагались по большей части на лозунги и прочие вербальные способы подачи предвыборных программ кандидатов. Кроме того, сегодняшний американец явно тяготеет к самопозиционированию и хочет видеть себя принадлежащим к тому или иному лагерю (социальной группе). Как водится, здесь не обойтись без соответствующей отличительной символики, роль которой и играют многочисленные промо-товары, сувенирная агитация и полиграфия.

Сами промо-сувениры выполняют при этом сразу несколько важных функций. Во-первых, подобная продукция в максимально простой форме демонстрирует общественности ключевые идеи политиков, а во-вторых, она же объединяет избирателей вокруг этих идей. Помимо прочего, нельзя забывать о финансовой составляющей: продажа промо-продукции внесла и продолжает вносить достаточно весомый денежный вклад в кампании всех основных кандидатов на пост главы США.


Возврат к списку